Темы по развитию речи

Русский язык:

  • Буквы
  • Слоги
  • Слоговые таблицы
  • Слова
  • Предложения

  • Употреблять существительные в единственном и множественном числе животных и их детенышей (собака — щенок — щенята)
  • Употреблять глаголы в повелительной форме: почитай, нарисуй, побеги, посмотри).
  • Употреблять существительные во множественном числе в родительном падеже (носков, валенок, варежек)
  • Антонимы.
  • Пересказ короткого рассказа и сказки.
  • Составлять короткие рассказы про игрушки.
  • Мой — моя — моё
  • Словообразования: мышеловка — ловить мышей, сахарница — для сахара, маслёнка — для масла, хлебница — для хлеба, луноход — ходит по луне.
  • Чей чья чьё
  • Кто как подает голос: свинья хрюкает, лошадь ржёт, корова мычит, кошка мяукает, сабака лает, щенок тявкает, гусь гогочет, утка крякает, цыплёнок пищит, курица кудахчет, петух кукарекает.
  • Глаголы.
  • Одинаковые слова: лук, замок, ручка, коса, вилка, горлышко; старый ботинок — старый человек; бежит время — бежит ручей — бежит человек — бежит собака; ручеек — бежит, журчит, течет, струится; собака — несется, бежит, летит, мчится.
  • Придумать 2-3 слова: дом — домик — домишка, шарф — шарфик, дерево — деревце.
  • Назвать предмет: как будто он маленький (кораблик) — как будто он большой (корабль) — как будто он огромный (кораблище).
  • Глаголы с частицей -СЯ: умывает — умывается, смотрит — смотрится, одевает — одевается, причесывает — причесывается.
  • Сделала и делает (Маша делает всё быстро, а Даша делает всё медленно): Маша уже умылась, а Даша всё еще умывается, Маша уже всё съела, а Даша всё еще ест, Маша уже всё сделала, а Даша всё еще делает, Маша оделась, а Даша одевается, Маша уже прибежала, а Даша бежит. Маша уже встала, а Даша встаёт. Маша уже нарисовала, а Даша рисует. Маша уже прочитала, а Даша читает. Маша уже разделась, а Даша раздевается.
  • Неизменяемые существительные: кенгуру, такси, кофе, домино, какаду, такси, пони, фламинго, пманино, пальто, шимпанзе.
  • Прилагательные-антонимы: Веселый — Грустный. Маленький — большой. Старый молодой. Худой — толстый. Су0ой — мокрый. Белый — черный.
  • Глаголы-антонимы. Идти — стоять (идет — стоит) , плакать — смеяться (плачет — смеется) , подниматься — спускаться (поднимается — спускается), одевать — раздевать, отдыхать — раздевать, въезжать — съезжать.
  • Уметь составлять последовательный рассказ по картинкам.
  • Использование повелительной формы глаголов в предложениях: стой, спой, нарисуй.
  • Употребление формы слова «хотеть».

Игры на развитие речи

Выбираем предмет и спрашиваем ребенка: «Какой он/она/оно?». Ребенку следует назвать как можно больше прилагательных, подходящих к предмету. Если в игру будут играть больше одного ребенка, то можно попросить называть поочереди прилагательные. Кто больше назвал прилагательных, тот и выиграл.

Как можно больше назвать предметов, про которые говорят мой, моя, моё. Кто назовёт больше, тот и выиграет.

Кто как говорит. Тот кто кидает мяч проговаривает как говорит животное — «мяукает», а тот кто ловит отвечает «кошка» и обратно кидает мяч со словами «кукарекает».

Детеныши животных. Первый бросает мяч и называет животное, а второй кто ловит мяч называет детеныша и обратно кидает мяч называя животное.

Развитие речи при подготовке к школе

Для того, чтобы у ребенка формировалась грамотная речь, необходимо развивать фонетический слух ребенка. При прослушивании слова ребенок сможет определить следующее:

  • поймет о каком слове идет речь и сможет его воспроизвести;
  • из каких букв состоит произнесенное слово;
  • на какой слог падает ударение.

Чтобы развивать грамотность, следует выполнять упражнения. Разивая грамотность развивается и речь ребенка.

Подготовка детей к школе содержит в своей программе активное развитие словарного запаса ребенка. Предлагаю выполнить следующие задания:

  1. Знать названия частей, из которых состоит предмет. У чайника: ручка, дно, крышка, носик.
  2. Учим называть качества предметов: величина, цвет, материал, форму).
  3. Определять сходные по назначению предметы: стул — кресло, чашка — стакан.
  4. Учим употреблять обощенные слова: посуда, одежда, обувь, головные уборы, погода, время года, игрушки, мебель, транспорт, музыкальные инструменты, растения, цветы, деревья, фрукты, овощи, ягоды,грибы, еда, животные, птицы.
  5. Учим состояние погоды.
  6. Учим части дерева: ветки, ствол, листья.
  7. Учим части гриба: ножка, шляпка.
  8. Учим части птиц:
  9. Учим части животных:
  10. Учим части рыб:
  11. Учим части травянистых растений: стебель, листья, цветок.
  12. Учимся различать овощи и фрукты по вкусу, цвету, величине и форме.
  13. Уменьшительные слова: гриб — грибочек, лист — листочек, дом — домик, дерево — деревце, стол — столик.
  14. Части тела: нос, бровь, щека, зубы, губы, глаз, язык, лоб, подбородок, голова, ступня, пальцы рук, пальцы ног, волосы, затылок, локоть, рука, спина, попа, пятка, нога, рука, плечо, колено, ступня, лицо, ухо, рот.
  15. Эмоции: удивлённый, грустный-печальный, сердитый, добрый-спокойный, веселый-радостный, задумчивый.
  16. Цветы: полевые — василёк, ландыш, ромашка, незабудка, маргаритка, колокольчик; садовые — мак, роза, георгин, тюльпан, ирис, гвоздика, нарцисс, пион; комнатные.
  17. Листья деревьев:
  18. Название деревьев: Дуб, береза, клен, липа, сосна, ель.
  19. Название растений: . Растения растут в лесу, саду, огороде и дома.
  20. Названия животных: (север, юг, африка и тд). Зоопарк, деревня, лесные, домашние
  21. Названия насекомых: кузнечик, бабочка, богомол, муравей, пчела, стрекоза, гусеница, божья коровка, шмель, жук-олень, жук-носорог.
  22. Название рыб: речные — судак, угорь, карась, карп, окунь, лещ, щука; морские — лосось, рыба-меч, рыба-клоун, коралловая рыба, летучая рыба, удильщик, минога.
  23. Название птиц: зимующие, перелетные. Мелкие птицы питаются семенами, плодами деревьев, ягодами и насекомыми (мошками, жучками, червяками, гусеницами, комарами). Птицы-хищники (сова (ночной охотник, спит днем, а охотится ночью), филин, ястреб, сокол) питаются другими животными — мышами, сусликами, хомяками. Птицы городские, лесные.
  24. Кто где живет: пчёла — улей, голубь — голубятня, сова — дупло, лошадь — конюшня, птица — гнездо, муравей — муравейник, курица — курятник, медведь — берлога, корова — хлев, паук — паутина, собака — будка, лиса — нора, змея — коряга, рыбка — аквариум.

Развиваем у ребенка связную речь и подготавливаем к школе:

  1. Обучаем детей отвечать на вопросы при рассмотрении картинок и после прочтения короткого рассказа или стихотворения.
  2. Учим ребенка повторять за взрослым 2-3 предложения. Делать краткий перессказ.

Шаблон для занятий по развитию речи для стихотворения или рассказа:

  1. Про кого этот рассказ, стихотворение?
  2. Какие герои встречаются в рассказе, стихотворении?
  3. Что делал герой?

Чтобы тренировать речь, ребенку нужно повторять скороговорки.

Список скороговорок для занятий:

  • Мышка мылом мыла нос, мыла уши, мыьа хвост.
  • Няня на ночь Н ну мыла, Н на мыться не любила, но не ныла Нина, Нина — молодчина!
  • Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была бела.
  • Тень-тень потетень, возле города плетень.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Во дворе трава, на траве дрова.
  • Груша гусениц не любит, грушу гусеница любит.
  • Крошка кошка на окошке кашку кушала по крошке.
  • У Кондрата куртка коротковата.

С полным перечнем вы можете ознакомится на странице скороговорки для детей.

Чистоговорки — хороший метод развивать речь и улучшить произношение слов. Предложите ребенку повторить следующие чистоговорки:

  • Этот пальчик — бабушка, этот пальчик — дедушка, этот пальчик — мама, этот пальчик — папа, этот пальчик — я, вот и вся семья.
  • Ду-ду-ду, да-да-да, приходи скорей сюда.
  • Дя-дя-дя, ди-ди-ди, целый день идут дожди.
  • Ды-ды-ды, до-до-до, у вороны ест гнездо.
  • Во-во-во, вы-вы-вы, на дворе полно травы.
  • Ву-ву-ву, ва-ва-ва, в лесу выросла трава.
  • Ви-ва-ву, ви-ва-ву, я друзей всех позову.
  • Во-во-во, ви-ви-ви, иди рыбку полови.

С полным списком вы можете ознакомится на странице чистоговорки для детей.

Доскажи слово в рифму:

  • Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно (грачей).
  • Как бы мне пошла корона! — Важно какает (ворона).
  • Среди жирных голубей прыгал тощий (воробей)

Развитие речи дошкольников