Темы по развитию речи
Русский язык:
- Буквы
- Слоги
- Слоговые таблицы
- Слова
- Предложения
- Употреблять существительные в единственном и множественном числе животных и их детенышей (собака — щенок — щенята)
- Употреблять глаголы в повелительной форме: почитай, нарисуй, побеги, посмотри).
- Употреблять существительные во множественном числе в родительном падеже (носков, валенок, варежек)
- Антонимы.
- Пересказ короткого рассказа и сказки.
- Составлять короткие рассказы про игрушки.
- Мой — моя — моё
- Словообразования: мышеловка — ловить мышей, сахарница — для сахара, маслёнка — для масла, хлебница — для хлеба, луноход — ходит по луне.
- Чей чья чьё
- Кто как подает голос: свинья хрюкает, лошадь ржёт, корова мычит, кошка мяукает, сабака лает, щенок тявкает, гусь гогочет, утка крякает, цыплёнок пищит, курица кудахчет, петух кукарекает.
- Глаголы.
- Одинаковые слова: лук, замок, ручка, коса, вилка, горлышко; старый ботинок — старый человек; бежит время — бежит ручей — бежит человек — бежит собака; ручеек — бежит, журчит, течет, струится; собака — несется, бежит, летит, мчится.
- Придумать 2-3 слова: дом — домик — домишка, шарф — шарфик, дерево — деревце.
- Назвать предмет: как будто он маленький (кораблик) — как будто он большой (корабль) — как будто он огромный (кораблище).
- Глаголы с частицей -СЯ: умывает — умывается, смотрит — смотрится, одевает — одевается, причесывает — причесывается.
- Сделала и делает (Маша делает всё быстро, а Даша делает всё медленно): Маша уже умылась, а Даша всё еще умывается, Маша уже всё съела, а Даша всё еще ест, Маша уже всё сделала, а Даша всё еще делает, Маша оделась, а Даша одевается, Маша уже прибежала, а Даша бежит. Маша уже встала, а Даша встаёт. Маша уже нарисовала, а Даша рисует. Маша уже прочитала, а Даша читает. Маша уже разделась, а Даша раздевается.
- Неизменяемые существительные: кенгуру, такси, кофе, домино, какаду, такси, пони, фламинго, пманино, пальто, шимпанзе.
- Прилагательные-антонимы: Веселый — Грустный. Маленький — большой. Старый молодой. Худой — толстый. Су0ой — мокрый. Белый — черный.
- Глаголы-антонимы. Идти — стоять (идет — стоит) , плакать — смеяться (плачет — смеется) , подниматься — спускаться (поднимается — спускается), одевать — раздевать, отдыхать — раздевать, въезжать — съезжать.
- Уметь составлять последовательный рассказ по картинкам.
- Использование повелительной формы глаголов в предложениях: стой, спой, нарисуй.
- Употребление формы слова «хотеть».
Игры на развитие речи
Выбираем предмет и спрашиваем ребенка: «Какой он/она/оно?». Ребенку следует назвать как можно больше прилагательных, подходящих к предмету. Если в игру будут играть больше одного ребенка, то можно попросить называть поочереди прилагательные. Кто больше назвал прилагательных, тот и выиграл.
Как можно больше назвать предметов, про которые говорят мой, моя, моё. Кто назовёт больше, тот и выиграет.
Кто как говорит. Тот кто кидает мяч проговаривает как говорит животное — «мяукает», а тот кто ловит отвечает «кошка» и обратно кидает мяч со словами «кукарекает».
Детеныши животных. Первый бросает мяч и называет животное, а второй кто ловит мяч называет детеныша и обратно кидает мяч называя животное.
Развитие речи при подготовке к школе
Для того, чтобы у ребенка формировалась грамотная речь, необходимо развивать фонетический слух ребенка. При прослушивании слова ребенок сможет определить следующее:
- поймет о каком слове идет речь и сможет его воспроизвести;
- из каких букв состоит произнесенное слово;
- на какой слог падает ударение.
Чтобы развивать грамотность, следует выполнять упражнения. Разивая грамотность развивается и речь ребенка.
Подготовка детей к школе содержит в своей программе активное развитие словарного запаса ребенка. Предлагаю выполнить следующие задания:
- Знать названия частей, из которых состоит предмет. У чайника: ручка, дно, крышка, носик.
- Учим называть качества предметов: величина, цвет, материал, форму).
- Определять сходные по назначению предметы: стул — кресло, чашка — стакан.
- Учим употреблять обощенные слова: посуда, одежда, обувь, головные уборы, погода, время года, игрушки, мебель, транспорт, музыкальные инструменты, растения, цветы, деревья, фрукты, овощи, ягоды,грибы, еда, животные, птицы.
- Учим состояние погоды.
- Учим части дерева: ветки, ствол, листья.
- Учим части гриба: ножка, шляпка.
- Учим части птиц:
- Учим части животных:
- Учим части рыб:
- Учим части травянистых растений: стебель, листья, цветок.
- Учимся различать овощи и фрукты по вкусу, цвету, величине и форме.
- Уменьшительные слова: гриб — грибочек, лист — листочек, дом — домик, дерево — деревце, стол — столик.
- Части тела: нос, бровь, щека, зубы, губы, глаз, язык, лоб, подбородок, голова, ступня, пальцы рук, пальцы ног, волосы, затылок, локоть, рука, спина, попа, пятка, нога, рука, плечо, колено, ступня, лицо, ухо, рот.
- Эмоции: удивлённый, грустный-печальный, сердитый, добрый-спокойный, веселый-радостный, задумчивый.
- Цветы: полевые — василёк, ландыш, ромашка, незабудка, маргаритка, колокольчик; садовые — мак, роза, георгин, тюльпан, ирис, гвоздика, нарцисс, пион; комнатные.
- Листья деревьев:
- Название деревьев: Дуб, береза, клен, липа, сосна, ель.
- Название растений: . Растения растут в лесу, саду, огороде и дома.
- Названия животных: (север, юг, африка и тд). Зоопарк, деревня, лесные, домашние
- Названия насекомых: кузнечик, бабочка, богомол, муравей, пчела, стрекоза, гусеница, божья коровка, шмель, жук-олень, жук-носорог.
- Название рыб: речные — судак, угорь, карась, карп, окунь, лещ, щука; морские — лосось, рыба-меч, рыба-клоун, коралловая рыба, летучая рыба, удильщик, минога.
- Название птиц: зимующие, перелетные. Мелкие птицы питаются семенами, плодами деревьев, ягодами и насекомыми (мошками, жучками, червяками, гусеницами, комарами). Птицы-хищники (сова (ночной охотник, спит днем, а охотится ночью), филин, ястреб, сокол) питаются другими животными — мышами, сусликами, хомяками. Птицы городские, лесные.
- Кто где живет: пчёла — улей, голубь — голубятня, сова — дупло, лошадь — конюшня, птица — гнездо, муравей — муравейник, курица — курятник, медведь — берлога, корова — хлев, паук — паутина, собака — будка, лиса — нора, змея — коряга, рыбка — аквариум.
Развиваем у ребенка связную речь и подготавливаем к школе:
- Обучаем детей отвечать на вопросы при рассмотрении картинок и после прочтения короткого рассказа или стихотворения.
- Учим ребенка повторять за взрослым 2-3 предложения. Делать краткий перессказ.
Шаблон для занятий по развитию речи для стихотворения или рассказа:
- Про кого этот рассказ, стихотворение?
- Какие герои встречаются в рассказе, стихотворении?
- Что делал герой?
Чтобы тренировать речь, ребенку нужно повторять скороговорки.
Список скороговорок для занятий:
- Мышка мылом мыла нос, мыла уши, мыьа хвост.
- Няня на ночь Н ну мыла, Н на мыться не любила, но не ныла Нина, Нина — молодчина!
- Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была бела.
- Тень-тень потетень, возле города плетень.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Во дворе трава, на траве дрова.
- Груша гусениц не любит, грушу гусеница любит.
- Крошка кошка на окошке кашку кушала по крошке.
- У Кондрата куртка коротковата.
С полным перечнем вы можете ознакомится на странице скороговорки для детей.
Чистоговорки — хороший метод развивать речь и улучшить произношение слов. Предложите ребенку повторить следующие чистоговорки:
- Этот пальчик — бабушка, этот пальчик — дедушка, этот пальчик — мама, этот пальчик — папа, этот пальчик — я, вот и вся семья.
- Ду-ду-ду, да-да-да, приходи скорей сюда.
- Дя-дя-дя, ди-ди-ди, целый день идут дожди.
- Ды-ды-ды, до-до-до, у вороны ест гнездо.
- Во-во-во, вы-вы-вы, на дворе полно травы.
- Ву-ву-ву, ва-ва-ва, в лесу выросла трава.
- Ви-ва-ву, ви-ва-ву, я друзей всех позову.
- Во-во-во, ви-ви-ви, иди рыбку полови.
С полным списком вы можете ознакомится на странице чистоговорки для детей.
Доскажи слово в рифму:
- Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно (грачей).
- Как бы мне пошла корона! — Важно какает (ворона).
- Среди жирных голубей прыгал тощий (воробей)