РУССКИЙ ЯЗЫК

Изучая буквы взрослый произносит звук, а не название буквы, то есть изучая букву М необходимо произносить звук «м-м-м», а не название «мэ / эм». Чтобы ребенок легко распознал звук, его стоит произносить протяжно, например, д-о-о-о-м.

Занятия со словами. Если мы хотим выделить звук А в слове арбуз, тогда произносим звук А протяжно а-а-а-рбуз. Делая такой акцент на звуке ребенок быстро определит его наличие в произносимом слове.

Основные моменты в обучении грамотности при подготовке детей к школе:

  1. Четкое произношение гласных букв: А О У Ы Э Я Ё Ю И Е.
  2. Четкое произношение согласных букв: М Б П Т Д Н К Г Х Ф В Л С З Ц.
  3. Упражнения на произношение шипящих звуков.
  4. Умение слышать отдельные звуки в словах.
  5. Познакомить с понятиями «слово» и «звук».
  6. Образовывать трудные формы слов: книжек, ручек, домов, столов.
  7. Правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже.
  8. Употребление существительных со следующими предлогами: в на под на.
  9. Употребление существительных в единственном и множественном числе: кошка — кошки, собака — собаки.
  10. Употребление существительном во множественном числе в родительном падеже: книжек, карточек, заколок, диванов.
  11. Составление предложений с однородными членами: Катя полила из лейки розы, тюльпаны, лилии и маргаритки.

Игра на отработку звуков в словах #1. Подключая к закреплению звуков еще и физическую игру, усвоение звуков в словах пройдет эффективнее и интереснее для ребенка.

Правила игры на отработку звуков в словах:

  1. Называем слово «Дом»
  2. Задаем вопрос: есть ли звук «О»
  3. Кидаем мяч ребенку
  4. Если звук есть, то ребенок ловит мяч, если звук отсутствует — отбивает или просто не ловит.

Слова для игры со звуком О (звук О под ударением): окунь, кот, овощи, конь, овцы, стол, крот, обруч, озеро, осень,

Слова для игры со звуком У (звук У под ударением): утка, дуб, жук, будка, игрушка, стул, муха, пушка, удочка, улица, лук.

Слова для игры со звуком И: миска, мишка, гиря, гора, мышка, маска, гриб, книга, кит, кот, камин, камень, графин, граф.

Слова для игры со звуком Ф: флаг, шарф, шкаф, фонарь, фартук, фшар, фары, шары, фокус, покус, фазан, сазан, кофта, шахта.

Игра на отработку звуков в словах #2:

  1. Показываем ребенку картинки, например, мяч солнце и мишка.
  2. Задаем вопрос: в каком слове спрятался звук «М».

Игра на отработку звуков в словах #3. На какой звук начинается каждая картинка? Придумай слова на звук «Н».

Игра на отработку звучания слогов. Кидаете мяч ребенку проговаривая слог, а ребенок ловит мяч и должен повторить слог и кидает мяч обратно. Или же ребенок вместо мяча хлопать в ладошки.

Слоги для игры:

  • НА НЯ НО НЁ НУ НЮ НЫ НИ НЭ НЕ.
  • ПА БА ПО БО ПУ БУ ПЫ БЫ ПЭ БЭ ПЯ БЯ ПЁ БЁ ПЮ БЮ ПИ БИ ПЕ БЕ.
  • ФА ВА ФО ВО ФУ ВУ ФЫ ВЫ ФЭ ВЭ ФЯ ВЯ ФЁ ВЁ ФЮ ВЮ ФИ ВИ ФЕ ВЕ.

Ребенок уже может различать твердые и мягкие согласные, а также выделять первый звук в слове и называть слово с заданным звуком.

Гласные буквы: А О У Ы Э.

Задание: соединить буквы с картинками в начале названия которых стоит заданная буква.

Чистоговорки для подготовки к школе:

  • ПА ПА ПА зеленая тропа
  • НО НО НО интересное кино
  • НУ НУ НУ ничего я не пойму
  • БЫ БЫ БЫ под сосной растут грибы
  • МО МО МО мне купили эскимо
  • ЛУ ЛУ ЛУ мы купили камбалу
  • РЫ РЫ РЫ разноцветные шары
  • НА НА НА у нас великая страна

Гласные буквы: Я Ё Ю И Е

Чистоговорки для подготовки к школе:

  • МЯ МЯ МЯ из огня да в полымя
  • НЮ НЮ НЮ я сейчас вас догоню
  • ТИ ТИ ТИ разбросали конфетти
  • РЕ РЕ РЕ я участвую в игре
  • ЛЯ ЛЯ ЛЯ холодная земля
  • ПЕ ПЕ ПЕ я шагаю по тропе
  • РЮ РЮ РЮ я цветы вам подарю
  • ГИ ГИ ГИ мне купили сапоги

Парные гласные: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — И.

Замена парной буквы в слове:

  • Мышка — мишка
  • Ров — рёв
  • Мал — мял
  • Мыл — мил
  • Мол — мёл
  • Вол — вёл
  • Выл — вил
  • Сыр — сир
  • Сэр — сер
  • Воз — вёз
  • Лук — люк
  • Ток — тёк

Определи общий звук в словах. Буква И в словах: кит, линия, зима.

Твердые слоги:

  • ДА ДО ДУ ДЫ ДЭ
  • ТА ТО ТУ ТЫ ТЭ
  • БА БО БУ БЫ БЭ

Мягкие слоги:

  • ДЯ ДЁ ДЮ ДИ ДЕ
  • ТЯ ТЁ ТЮ ТИ ТЕ
  • БЯ БЁ БЮ БИ БЕ

Парные гласные в слогах:

  • БА БЯ
  • ПА ПЯ
  • ВА ВЯ
  • КО КЁ
  • ГО ГЁ
  • ТО ТЁ
  • ЗУ ЗЮ
  • СУ СЮ
  • БУ БЮ
  • КЫ КИ
  • ГЫ ГИ
  • ТЫ ТИ

Подбери схемы к картинкам, определив первую или послеюнюю букву в слове.

КОТ — К _ _

КИТ — _ _ Т

Найди звук в словах: П (твердый звук), П’ (мягкий звук), Б (твердый звук), Б’ (мягкий звук). Слова: параход, пингвин, банан, белка.

Твердые слоги:

  • БА БО БУ БЫ БЭ
  • ПА ПО ПУ ПЫ ПЭ

Мягкие слоги:

  • БЯ БЁ БЮ БИ БЕ
  • ПЯ ПЁ ПЮ ПИ ПЕ

Скороговорки:

  • Белые бараны били в барабаны. Без разбора били — лбы себе разбили.
  • Поля в поле просо полет. Петя пилил пилою пень.

Подбери схемы к картинкам, определив первую и последнюю букву в слове:

СОК — С _ К

ВОЛК — В_ _ К

Найди звук в словах: В (твердый звук), В’ (мягкий звук), Ф (твердый звук), Ф’ (мягкий звук). Слова: ваза, виноград, фонарь, филин.

Твердые слоги:

  • ВА ВО ВУ ВЫ ВЭ
  • ФА ФО ФУ ФЫ ФЭ

Мягкие слоги:

  • ВЯ ВЁ ВЮ ВИ ВЕ
  • ФЯ ФЁ ФЮ ФИ ФЕ

Скороговорки:

  • Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
  • Весело вертится волчок.
  • Фаня в гостях у Вани, у Вани в гостях Фаня.
  • У Фани — фуфайка, у Феди — туфли.

Найди звук в словах: Г (твердый звук), Г’ (мягкий звук), К (твердый звук), К’ (мягкий звук). Слова: огурец, свёкла.

Доскажи слова: ма-к, ра-к, ла-к, со-к, то-к, су- к, жу-к, лу-к.

Подбери схемы к картинкам, определив первый или последний слог в слове:

Сапоги — ___ ___ ГИ

Гусеница — ГУ ___ ___ ___

Колокольчик — КО ___ _____ _____

Брюки — _____ КИ

Твердые слоги:

  • ГА ГО ГУ ГЫ ГЭ
  • КА КО КУ КЫ КЭ

Мягкие слоги:

  • ГЯ ГЁ ГЮ ГИ ГЕ
  • КЯ КЁ КЮ КИ КЕ

Скороговорки:

  • Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.
  • Нашла коса на камень.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

Найди слова в которых есть звук Г. Гриб тигр флаг

Потренируйся в прочтении слогов:

  • ХА ХА ХА
  • ХИ ХИ ХИ
  • ХО ХО ХО
  • ГА ГА ГА
  • ГИ ГИ ГИ
  • ГО ГО ГО

Твердые слоги:

  • ГА ГО ГУ ГЫ ГЭ
  • ХА ХО ХУ ХЫ ХЭ

Мягкие слоги:

  • ГЯ ГЁ ГЮ ГИ ГЕ
  • ХЯ ХЁ ХЮ ХИ ХЕ

Скороговорка:

  • В грязи у Олега увязла телега: сидеть тут Олегу до самого снега.
  • Муха-говорюха села на ухо. Прохор и Пахом ехали верхом.

Игра на восприятие звуков: называй любое слово, а другое последующее слово будет начинаться на посоеднюю букву предыдущего слова.

Найди звук в словах: З (твердый звук), З’ (мягкий звук), С (твердый звук), С’ (мягкий звук). Слова: сова, осёл, зонт, зебра.

Твердые слоги:

  • ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗЭ
  • СА СО СУ СЫ СЭ

Мягкие слоги:

  • ЗЯ ЗЁ ЗЮ ЗИ ЗЕ
  • СЯ СЁ СЮ СИ СЕ

Скороговорки:

  • Сеня вез воз сена.
  • Видит волк козу, забыл и грозу.
  • Шел Саша по шоссе и сосала сушку.
  • У маленькой Сани санки едут сами.

Найди звук в словах: С (твердый звук), С’ (мягкий звук), Ц (твердый звук).

Твердые слоги:

  • СА СО СУ СЫ СЭ
  • ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦЭ
  • ЦА ЦЁ ЦЮ ЦИ ЦЕ

Мягкие слоги:

  • СЯ СЁ СЮ СИ СЕ

Скороговорки:

  • Скворцы и синицы — веселые птицы.
  • Носит Сеня сено в сени.
  • Цыплёнок цапли цепко цыплялся в цепь.
  • В цветнике цветут цветы.

Найди звук в словах: С (твердый звук), С’ (мягкий звук), Ш (твердый звук).

Твердые слоги:

  • СА СО СУ СЫ СЭ
  • ША ШО ШУ ШИ ШЭ
  • ША ШО ШУ ШИ ШЕ

Мягкие слоги:

  • СЯ СЁ СЮ СИ СЕ

Скороговорки:

  • У осв не усы, не усищи, а усики.
  • Скажи потише: «Шесть мышат» — и сразу мыши зашуршат.

Найди звук в словах: Ж (твердый звук), Ш (твердый звук).

Твердые слоги:

  • ЖА ЖО ЖУ ЖИ ЖЭ
  • ЖА ЖО ЖУ ЖИ ЖЕ
  • ША ШО ШУ ШИ ШЭ
  • ША ШО ШУ ШИ ШЕ

Скороговорки:

  • У крошки Матрешки пропали сережки, Сережа сережки нашел на дорожке.
  • Саше дали кашу, а Глаше простоквашу.
  • Крошка кошка на окошке.

Найди звук в словах: Ч (мягкий звук), Щ (мягкий звук).

Мягкий звук:

  • ЧА ЧО ЧУ ЧИ ЧЭ
  • ЧА ЧО ЧУ ЧИ ЧЕ
  • ЩА ЩО ЩУ ЩИ ЩЭ
  • ЩА ЩО ЩУ ЩИ ЩЕ

Скороговорки:

  • Белочка на веточке, уточка на речке.
  • Часовщик чинил часы, прищемил себе усы.
  • Два щенка щека к щеке.
  • Щиплют щетку в уголке.

Найди звук в словах: Л (твердый звук), Л’ (мягкий звук), Р (твердый звук), Р’ (мягкий звук). Слова: ласточка, лягушка, рак, брюки.

Твердые слоги:

  • ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛЭ
  • РА РО РУ РЫ РЭ

Мягкий звук:

  • ЛЯ ЛЁ ЛЮ ЛИ ЛЕ
  • РЯ РЁ РЮ РИ РЕ

Игра на развитие фонематического слуха:

  • Назови подружку главной буквы А. Ответ: Я (А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е).

Игра на отработку твердого и мягкого звуков:

  • Назови приятеля слога СА (твердый слог), а как сделать мягкий слог? (СА — СЯ, СО — СЁ, СУ — СЮ, СЫ — СИ, СЭ — СЕ).
  • Назови все твердые слоги с буквой С. Ответ: СА, СО, СУ, СЫ, СЭ.
  • Назови все мягкие слоги с буквой С. Ответ: СЯ, СЁ, СЮ, СИ, СЕ.